Там
ответственно и взвешенно принимаются решения по важным реставрационным вопросам
и делается все возможное для сохранения храмов и икон. Одним из таких примеров
может служить действующий Софийский собор.
Вот
другой пример, довольно яркий. Успенский собор Ростовского кремля (Ярославской
области) закрыли в 1936 г.
и превратили в склад сельскохозяйственных химикатов. Система дренажа собора и
соборной площади была ликвидирована, сток воды в сторону озера прекратился. Вода
в соборе стояла на высоте около метра от пола. У собора был разрушен пол,
отсырели стены, текла крыша; его не проветривали и не отапливали. В таком виде
его передали Церкви. Восстанавливать собор поручили о.Р.
Что
делать? Требуются большие средства. Епархия помочь не может, музей тоже. Тут
потребовалось немалое упование на Бога и поиски квалифицированной помощи. И
Господь в этом помог. Из отдела охраны памятников культуры предложили прислать
бесплатно группу студентов-реставраторов из Православного Свято-Тихоновского
Богословского института. Когда студенты приехали туда в первый раз и увидели,
что там творится, то впечатление у них было жуткое. Собор превратился буквально
в живую гробницу для икон. С них свисала просто тропическая растительность -
плесень росла кудрями, так что не было видно даже изображений. Все иконы
шелушились мелкой чешуей, которая была готова упасть в любой момент. Иконостас
в соборе стоит огромный, также есть иконы по столбам; образа размером 2x2 м -
еще небольшие для него.
В
течение шести лет, после восстановления дренажной системы, путем регулярного
правильно организованного проветривания о.Р. настолько сумел просушить храм,
что специалисты-микологи (изучающие плесень и микрогрибы) оценивают состояние
собора как стабилизировавшееся, уже начинается его полная просушка. (К сожалению, к 2004му году настоятель собора изменил свое
отношение к ситуации, древнюю дренажную и отопительную систему разрушили, собор
задыхается от плесени и сырости.О.Д.)
Студенты
туда приезжают ежегодно. О них о.Р. заботится тоже - оплачивает проезд,
обеспечивает жильем, питанием и материалами на время практики. К слову сказать,
что иные настоятели об этом нисколько не беспокоятся, когда к ним так же
приезжают практиканты. В одном приходе их поселили в чердачной кладовке на весь
месяц практики. Между тем студенты бесплатно выполняют такие работы, стоимость
которых оценивается в несколько десятков тысяч рублей.
Кстати,
хотелось бы сказать о том, как работают студенты кафедры реставрации икон
Православного Свято-Тихоновского Богословского института в течение года и на
практике. Делают они это квалифицированно, в отличие от приходящих в храм
самоучек.
В
институте собирается реставрационный совет, состоящий из лучших специалистов
первой и высшей категорий, иногда до 10 человек, а то и больше, работающие в
главных музеях и разных реставрационных центрах. Анализируется состояние каждой
иконы, намечается индивидуальный план работы. В дальнейшем совет собирается для
контроля над процессом реставрации, все тщательно обсуждается, даются
дополнительные рекомендации. Бывает, что за год проходит до 27 таких советов.
Между ними за студентами наблюдают и помогают преподаватели института -
профессионалы высшей категории. Уже после 1-го курса студенты владеют методикой
консервации иконы, т.е. могут грамотно остановить дальнейший процесс ее
разрушения.
Студенты
старших курсов выполняют серьезную профессиональную работу, сложную и
кропотливую, снимают позднейшие записи и раскрывают авторскую живопись.
Отношение к ним членов реставрационного совета самое серьезное - как к своим
младшим коллегам, и они высокого мнения о их подготовке и качестве работы.
Особенно
ценно то, что имеет место передача традиций - живого опыта.
Профессионалы-реставраторы не только не утаивают своих секретов, но с
готовностью делятся своими наработками.
Кроме
реставраторов высшей категории на кафедре преподают специалисты-технологи,
химики, климатологи, энтомологи, микологи. Общеинститутская программа также
дает серьезное изучение основных богословских дисциплин. Церковь имеет
возможность получить заинтересованных, верующих профессионалов.
Почему нужна реставрация
икон? Почему непрофессионал может только повредить икону? О вреде
непрофессиональной литературы по реставрации. Что значит для икон реставрация?
О необходимости спасительного страха и рассудительности при обращении с
иконами. Как чистить оклады. Условия хранения икон. Оборудование хранилища.
Почему в храме нужен штатный хранитель? Зачем иконам требуются киоты? Как лучше
сохранить аналойные иконы. Несколько слов о фресках. О вреде бытовых насекомых.
О заражении икон жуками-точильщиками. Как обнаружить их присутствие? Как
правильно проветривать храмы. О значении для храма систем водостока и дренажа.
Этот
раздел рассчитан на людей, в простоте сердца любящих икону, благоговеющих перед
нею, но нетвердых в знании того, что лично они могут сделать полезного для
почитаемых святынь. Самое поверхностное наблюдение за прихожанами в храме
свидетельствует, что многие с любовью желают сделать что-то именно своими
руками, хотя бы поправить свечи и лампады. Это совершенно нормально для
человека - облекать в образы, жесты и действия свою веру и любовь.
Например,
одного человека в реставрацию (и почти одновременно - в Церковь) привел даже не
интерес к иконе, а именно жалость к разрушающимся образам, замеченным (причем
не в храме, а в антикварных лавках), в начале 1990-х годов еще многочисленных в
Москве. В храме он как-то не смел разглядывать иконы и вообще не очень знал,
что там делать. Поэтому не надо бояться жалеть иконы, потому что это чувство
может привести человека к вере и вообще найти ему место в жизни или хотя бы
уберечь от действий и поступков, невольно повреждающих святыню.
*
* *
Почему
же иконы нуждаются в правильном обращении с ними? Потому что в нашем земном
мире после грехопадения даже священные предметы стали подвержены процессам
разрушения. И на человека возлагается обязанность, помимо благоговейного
отношения, еще и сохранять их физическое вещество. Это распространяется даже на
Святые Дары - существуют особые правила их хранения. Хотя это и величайшая
святыня, но от небрежного обращения земное вещество, из которого они состоят,
может повредиться. Так же происходит и с иконами. Поэтому желание
"послужить" иконе также нуждается в упорядочивании, осмыслении и
послушании советам профессионалов.
Известно,
что не всякие действия и слова уместны в храме и перед иконой. Есть действия
необходимые в храме, есть нежелательные и есть недопустимые. Прежде всего надо
сказать, что ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать непрофессиональное
вмешательство в икону. Мы специально не употребляем слово
"реставрация", т.к. оно здесь неприменимо.
Можно
сделать такое сравнение: если даже запрещаемое врачами самолечение относится
все же к терапии, то при любительской "починке" иконы любое действие
по отношению к ней (протереть, промыть, почистить, подкрасить, подклеить и
т.д.) будет являться хирургией или отравлением.
Человек,
не учившийся именно реставрации, не может правильно оценить повреждения и,
главное, их сочетания и саму последовательность работы. Конечно, реставраторы,
как и врачи, бывают разные. Но случайный человек может только навредить.
Бывает,
что иконы, находящиеся, казалось бы, в безнадежном состоянии, хотя и требуют
проведения многочисленных операций, но идут как бы "по плану", без
осложнений или неожиданностей. А с иконой, которую просят "почистить"
или у которой надо только "дописать ручку", иногда возникают немалые
затруднения даже у опытного специалиста. Огромная часть работы реставратора
происходит не на виду: и важно предварительно обдумать и правильно выстроить ее
последовательность.
Необходимо
учитывать мелкие (или, наоборот, значительные) индивидуальные отклонения в
технологическом происхождении каждой иконы, обычные условия ее пребывания и
разные степени отклонений этих условий, их частоту и резкость изменений. И
далее - разнообразные сочетания всех этих и иных факторов. Совершенно очевидно,
что такой анализ возможен только при длительном и систематическом специальном
обучении.
Также
нет "особых" самодействующих материалов или инструментов. Нет простых
и сложных операций. Нельзя "просто склеить" икону. Важно именно как и
когда это сделано. А этому опять-таки нужно специально учиться. Поэтому всегда
грустно слышать слова: "Ну я за сложное-то не берусь, понимаю, что нельзя.
А как сделать вот это, простенькое, объясните в двух словах. Икона-то моя, так
я сам попробую, да мне это даже интересно".
В
связи с этим хочется привлечь особое внимание к книжке со всеобъемлющим
названием "Икона", которая периодически появляется в продаже уже
несколько лет. Она составлена явно некомпетентным человеком. Автор этого
"труда" в главке "Реставрация икон" на нескольких
страничках считает возможным быстро обучить любого и каждого
"реставрации". Это безответственное и страшное для икон, по возможным
последствиям, издание. Разумеется, его "доступность" обеспечивает
спрос. Но пытаться "самообучаться" и по специальным книгам нельзя:
они лишь вспомогательный материал при систематическом обучении.
Что
же такое для икон реставрация? Каждый из нас ходил к зубному врачу. Думаем,
вряд ли кто любит туда ходить. И многие не ходят до последней возможности. Но
если уж мы идем туда, то, во-первых, знаем, что будет неприятно и больно, а
весьма вероятно, что после скольких-то зубов у нас уже никогда не будет, по
крайней мере своих.
Так
же дела обстоят и с реставрацией. Любое вмешательство так или иначе травмирует
икону, нарушает изначально заданные и сложившиеся во времени внутренние связи.
Профессиональная реставрация всегда - из двух зол меньшее. Вот почему всегда
усугубляется любое из этих "зол", когда не реставрируется вовремя
разрушающаяся икона (особенно это касается укрепления, консервации) или когда
допускается к реставрации непрофессионал-"самородок", а также при
несоблюдении условий хранения, которые помогли бы иконе "болеть" реже
и легче.
С
любым из этих зол не сравнима простота обращения с иконой, которая в
действительности является бездумным отношением к ней - по сути, как к обычной
вещи, которую всегда можно "заказать новую". Иногда приходится
слышать рассуждения, что ценны только очень древние иконы, например, только до
XVII века, а иконы "какого-то" XVIII или XIX века не достойны
внимания.
Но
даже все эти "краснушки", "девятнашки" (так
пренебрежительно называют иконы XIX века, преимущественно
"скорописанные" - тогдашнего "массового", более дешевого
производства. Некоторые из них, сразу писанные "под оклад", имеют
темно-красный фон или покрыты "под старину" темным, красно-коричневым
лаком. Можно встретить даже упоминание и о "восемнашках" и
"семнашках". Вообще жаргонных словечек может быть много, но ни их
наличие, ни их количество в речи еще не свидетельствует о глубоких знаниях и
компетентности говорящего. - Прим. ред.) и презираемые многими
"картины" - уже бесценны. Таких больше не написать. Ушло время, ушли
остатки того уклада, вкуса, миросозерцания, культуры, живой традиции. Они могут
быть простоваты, иногда - даже умилительно-смешны. Но никогда не вульгарны, не
претенциозны. Могло быть упрощение, ремесленническая "скоропись" (все
равно не теряющая основы, "иконности"), но не было "возрождения
иконы на новом уровне", "моего видения". Так что даже "по
культурно-художественному" признаку нельзя выделить из старых икон столь
малоценные, что "с ними можно делать всё", потому что их "не
жалко". В любом случае они живые свидетели нашей религиозно-художественной
культуры.
*
* *
Итак,
иконы живут, болеют и могут умирать без помощи, внимания так же, как по злому
умыслу.
Поэтому
помимо осознания необходимости беречь иконы, требуются еще и определенные
действия. Мы должны уметь правильно обращаться с ними, а не только молиться и
просить. Общий долг людей верующих - грамотное и бережное сохранение икон. Это
не обязательно что-то из ряда вон выходящее, совсем необыкновенное или
таинственное, а только постоянные действия, необходимые для нормальной жизни
икон. "Заболевшая" же икона, как и человек, должна лечиться только у
специалиста.
Основы
грамотного обращения с иконой относительно просты. Если честь, воздаваемая
образу, возносится к Первообразу, то, прежде всего, надо бояться оскорбить
святыню невнимательностью, безответственностью и даже потребительским
отношением. Спасительный страх повредить ее материальному составу должен
побудить сначала обдумать наши намерения, прежде чем мы начали что-то делать с
иконой. Ведь даже причаститься можно "во осуждение", если без
рассуждения приступать к этому величайшему Таинству.
Ап.
Павел, много учивший о необходимости и важности веры для христианина, говорил и
о том, что это должна быть "вера, действующая любовью" (Гал.5,6).
Апостол же Петр, показывая путь к любви, увещевает нас: "Прилагая к сему
все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели
рассудительность..." (2Пет.1,5). И ап. Иоанн говорит: "Дети мои!
Станем любить не словом и языком, но делом и истиною" (1Ин.3,18). Не
исполняющих этой заповеди ап. Иаков называет "неосновательными" (Иак.
2, 20). Как видим, важность дел и рассудительности в них не только необходимы,
но имеют и вероучительный смысл: чтобы христианин мог "показать веру свою
от дел своих" (Иак.2,18).
Добавим
сюда высочайшую догматическую важность образа в учении Православной Церкви. И
подумаем, как мы оскорбляем и Бога, давшего нам Свой Нерукотворный Образ, и Его
Пречистую Матерь, обещавшую пребыть со Своей иконой, нашим нежеланием
задуматься, проконтролировать такие привычные (а вдруг - неправильные?!)
представления.
Многое
из сказанного станет понятным и все - важным, если не только ждать, просить или
требовать от иконы, но и отдавать, и любить ее, как любят беззащитного,
кроткого ребенка. Разве станет кто-нибудь экспериментировать со здоровьем
своего малыша? Любящие родители часто с головой погружаются в чтение
специальной литературы и расспросы, чтобы разрешить многочисленные недоумения,
встречающиеся в процессе лечения их ребенка.
Создать
для икон подходящие условия вовсе не так уж сложно и трудно, нужно только
желание и разумный подход к делу.
Прежде
всего, нельзя (даже недолго) хранить иконы в подвале, на колокольне, на
чердаке, около труб и батарей, в сыром и душном помещении.
1.
Нужно оборудовать хранилище икон. Обычно его называют ризницей. Но ризница (от
слова "риза") - это хранилище богослужебных одежд и священных
предметов, употребляющихся при богослужении, а также - ковров и т.п. Лучше
всего все эти вещи хранить отдельно, даже в разных комнатах. По крайней мере необходимы
отдельный стеллаж для ковров, вешалка или шкаф для облачений, шкаф или стеллаж
для св. предметов и сосудов.
2.
Хранилище для икон обязательно должно быть в сухой отапливаемой комнате с
открывающимся окном (т.к. необходимо регулярное и контролируемое
проветривание). Влажность должна быть 45-55% (в храме допустимо повышение
влажности до 65%, но без резких ее перепадов), температура +18-20°С. Колебания
этих показателей должны быть минимальны (не более 2% в течение суток по каждому
параметру). В отопительный сезон воздух в помещении, где находятся иконы, нужно
увлажнять (ставить в хранилище ведра с водой, но только там, где их невозможно
нечаянно опрокинуть или толкнуть). Ни в коем случае не пытайтесь увлажнять
воздух с помощью пара (от чайника, кипятильника и т.п.).
3. Хранить иконы
ни в коем случае нельзя, складывая их штабелем друг на друга; нежелательно приваливать
их к стене стопками, т.к.:
во-первых, они повреждаются (обкалываются, царапаются одна о другую и т.п.);
во-вторых, сложно найти нужную, а при поисках (часто торопливых) иконы опять же
повреждаются;
в-третьих, невозможно заметить вовремя икону, требующую реставрации.
4.
Иконы необходимо хранить на специальных стеллажах или шкафах с полками в размер
иконы или нескольких икон. Кладут их в горизонтальном положении. У каждой иконы
должно быть свое место, и полки необходимо подписывать. Совершенно необходимо
такое хранение для разрушающихся, аварийных икон.
Другой
вариант: полка делается в высоту икон, а они ставятся следующим образом: оборот
к обороту, а между лицевыми сторонами (с изображением) прокладываются подушечки
(из ткани, набитые ватой или, лучше, синтепоном, но ни в коем случае не
войлоком, т.к. это рассадник моли и др. насекомых) размером 10x10 или 10x15 см,
сшитые по две лентой или тесьмой. Размер и толщина подушечки и длина ленты
зависят от размера и толщины икон. Для больших икон (например, от 80x60 см и
более) делаются специальные косые стойки, и они хранятся стоя, но не на полу.
При таком хранении иконы ставятся "по темам" (праздники, святые,
Богородичные и т.п.), полки подписываются - и тема, и перечень икон. Или же
используется сквозная нумерация, а на полку прикрепляется список с
расшифровкой.
Необходимо
вести документацию на иконы, утварь, облачения и содержать ее в порядке (в
древности всегда велись подробные записи о хозяйственной жизни храма, почти
летописи).
При
хранении в открытом стеллаже иконы необходимо заворачивать в кальку. Она менее
всего может повредить икону, не оставляет волосков и пушинок. Иконы нужно оберегать
от пыли, но, повторяем, ни в коем случае нельзя протирать ни сухой, ни мокрой
тряпкой. А вот пол в хранилище необходимо мыть регулярно.
Хранить
в алтаре иконы не рекомендуется: во-первых, на них все равно невозможно
молиться, когда они стоят "стопкой"; во-вторых, там невозможно
хранить их должным образом, да и зачем превращать Святое Святых в подсобное
помещение.
Иное
дело, если другой возможности нет. Тогда применяются те же стеллажи и шкафы,
что описаны выше. Годятся обычные книжные шкафы, сейфы. Нужно только переделать
полки. Очень важно, чтобы вплотную к стеллажу не было ни батареи (прямой
источник тепла), ни открывающегося окна (возможность резкого перепада
температуры и влажности), чтобы не было сквозняка, проходящего рядом с иконами.
Проверить это можно, подержав узкую полосу тонкой папиросной, бумаги, зажав ее
между пальцами горизонтально около икон. В струе воздуха, даже незаметной для
нас (это часто бывает - вспомните обычное: "когда же это меня
продуло?"), полоска бумаги будет колебаться.
5.
Именно из-за сквозняка, ВСЕГДА идущего по полу, иконы нельзя хранить, не
приподняв их на подставку-щит, высота которого должна быть не менее 5-10 см. Иначе нижние части
икон "почему-то" осыпятся.
Иконы
нуждаются не только в бережном хранении, но и в бережном обращении с ними. Их
можно брать только за дерево: за оборот и за "бока". Иначе понемногу
краска будет стираться сначала на краях, а там и дальше. Что же касается новых
икон со свежей краской и отреставрированных, с тонировками на местах утрат, то
они очень быстро покроются белыми пятнами и следами от пальцев.
Когда
вы научились правильно держать икону, можете осторожно, приподняв ее на уровень
глаз (если она маленькая; или подойти сбоку, если она большая), посмотреть в
косом свете (т.е. чтобы он падал сбоку) нет ли на ней явных, рельефных
разрушений.
Заметив
вздутия или "грядки", необходимо положить икону горизонтально и ничем
не накрывать сверху. И обязательно позвать реставратора или хотя бы положить ее
до того времени, когда будет чем ему заплатить. Лежать так икона может долго;
горизонтальное положение и покой максимально сохраняет икону, и она сможет
дожить до реставрации без потерь (лучше записать на бумаге, когда и много ли
было разрушений, также - где примерно они были. Идеально - сфотографировать. Но
главное - положить икону, причем ее поверхности ничего не должно касаться. -
Прим. ред.).
Необходимо
учитывать, что здесь упоминаются лишь самые "вопиющие" случаи
разрушений. И нельзя утверждать, что если ничего не заметно (неспециалисту), то
ничего и нет. Мы просто хотим показать, что кое-что может заметить любой
заинтересованный человек, задавшийся вопросом "что я могу сделать для
почитаемых мною икон?". Заметить и предупредить дальнейшее разрушение.
Одним
из характернейших, незаметных в начале (но очень быстро развивающихся)
разрушений иконы является мелкое шелушение краски (часто на
"личном"), которое не различит необученный и неопытный глаз. краска
отделятся при этом от левкаса и едва держится как бы чешуйками очень маленького
размера. И вот такую икону сначала много десятков, а то и сотен верующих целует
(например, на аналое). Заметим, благоговейно! А перед праздником ее
благоговейно же протирают-умывают. Если же ей очень не "повезет", то
еще и святым маслом могут смазать - для блеска... Потом остается только
удивляться: почему "иконочка белыми пятнышками пошла" или отпали
фрагменты?
"По
горячим следам" хочется сказать также о чрезмерном почитании у нас в
храмах не только самого образа, сколько его яркости и блеска. Более того, этих
последних добиваются настойчиво, постоянно и почти любыми средствами.
Прежде
всего это относится к иконам в окладе. Их начищают - как правило, к каждому
празднику, - "чтоб горели". Для этого чаще всего используют зубной
порошок, хотя нужны специальные средства для чистки драгоценных металлов, а
нередко применяют пасту ГОИ или абразивный хозяйственный порошок, - и начинают
"тереть до дыр". Известны даже случаи использования кирпичной крошки,
особенно в сельских храмах.
Но
необходимо знать, что пасты, порошки и даже любимый многими мел - это все
абразив, т.е. мелкие жесткие частицы, сдирающие все на своем пути: и грязь, и
позолоту. Не умываем же мы для эффективности чумазого ребенка серной кислотой,
чтобы он был чище.
И
со временем, смотря на иконы, можем видеть, что осталось от прекрасного
дорогого оклада: вот здесь, где не достала чья-то трепетная рука, можно
разглядеть фрагменты серебра или позолоты, а все остальное - блестит латунь.
Разве
не могли предки сразу сделать латунный оклад? Но они золотили и серебрили
иконы, надеясь, что верующие потомки бережным и благоговейным уходом смогут их
сохранить. Драгоценности вообще используются в окладах и для богослужебной
утвари как жертва, как посвящение Богу самого лучшего, дорогого. Блеск же -
переменная величина, и во всяком случае - не самоцель.
Во-первых
и самое главное - окладу не свойственно (а если подумать, то и не нужно) сиять
и сверкать как зеркалу. Это и не зеркало. Это фон, обрамляющий лик. Иконная
живопись - темпера, да еще покрытая олифой, по природе своей несколько матовая.
Во-вторых,
оклады конечно нужно содержать в чистоте, но чистить их нужно именно от грязи:
нечасто и регулярно (примерно раз в год). Здесь неуместны авралы, т.к.
торопливость и неаккуратность приводят к повреждению икон, засорению их
чистящими средствами и т.п.
Лучше
всего, чтобы оклад легко снимался и чистился отдельно от иконы. Но ВПЕРВЫЕ
снимать оклад с иконы МОЖНО ЛИШЬ РЕСТАВРАТОРУ! Иконы, находящиеся под окладом,
часто представляют страшные руины даже при сохранности видимой части.
После
реставрации закреплять оклад надо только одним-двумя небольшими латунными
гвоздиками (на большой иконе, например, четырьмя-пятью). Этого вполне
достаточно. Нельзя набивать оклад на "лицо" иконы. Нужно найти
реставратора по металлу и восстановить загиб кромки. (Тем более нельзя набивать
что-либо другое на икону, например благодарственные украшения.)
Как
правильно чистить оклады икон, старинные лампады и подсвечники, посеребренные и
позолоченные? Это делается накрученным на заостренную деревянную палочку ватным
тампоном. К средствам, убирающим грязь и не разрушающим металл, относятся
"Бычья желчь медицинская", моющая жидкость "Прогресс",
раствор "Детского" мыла. (Все эти вещества химически нейтральны и
неабразивны.) Тампон смачивается несильно, чтобы не текло на икону. Затем
моющее средство два-три раза стирают тампоном, смоченным в кипяченой холодной
воде.
Кропотливость
и кажущаяся сложность такой работы не будут восприниматься очень трагически,
если вспомнить, Кому мы работаем. Ведь "проклят всяк, творяй дело Божие с
небрежением" (Иер.48,10). Следить за чистотой самих икон тоже нужно, но
ставя сохранность иконы на первое место. Нет ни средств, ни обстоятельств,
оправдывающих чье-то желание заработать, сэкономить, попробовать свои силы или
самоутвердиться.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина