Форма входа

Фотошоп on-line
для пользователей сайта
Пятница
19 Октября 18
22:51

Личных сообщений:
Вы вошли как: Гость
IP : 54.198.212.30
Гости
На сайте: Дней


Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня зашли:





Пятница, 19 Октября 18, 22:51|
Приветствую Вас Гость | RSS | Важно!Курсы для ризничих.
РестПросвет
Главная | Регистрация | Вход| Написать письмо| Использование материалов только с прямой ссылкой на сайт.   Сайт Станковой секции
Информация о профессии


Статья Г.С.Клоковой, написанная специально для наших посетителей.  Текст и картинки снабжены тематическими ссылками.


         Термин «реставрация» относится к новому времени, но с древнейших времён, если икона сильно темнела или по разным причинам ветшала, ей старались вернуть прежнее благолепие,  для чего приглашали иконописца и поручали ему «поновить» образ. Бережное сохранение первоначального изображения не входило в задачу мастера. Те участки левкаса с красочным слоем, которые грозили осыпями, вырезались ножом и заменялись новым грунтом, часто для выравнивания поверхности такой новый грунт частично перекрывал и живопись. Тёмную олифу смывали с применением активных веществ, например, щёлока, при этом неизбежно повреждался и красочный слой.  Затем новый грунт и повреждённые участки живописи прописывались в цвет и тон сохранившейся живописи. А иногда и всю икону переписывали заново поверх сохранившегося изображения в соответствии с новыми эстетическими требованиями.

         Только в середине XIX в. появились первые попытки  удалить олифу и, один за другим, слои записи, сохраняя первоначальный красочный слой. Первым из известных нам был мастер Салаутин, палехский иконописец, но наибольшую славу стяжал Николай Иванович Подключников, бывший крепостной графа Шереметьева, вышедший на волю и получивший художественное образование. Его считают даже «основателем» научной реставрации древнерусской живописи. К наиболее крупным работам Подключникова относятся реставрация и послойное удаление  поздних слоёв неоднократных поновлений с икон из иконостаса Успенского собора Московского Кремля и икон из иконостаса церкви в с. Васильевском Шуйского уезда. Но, опытным путём добившись значительных успехов, Подключников все секреты держал в тайне. Вместе с тем его подход к реставрации был весьма прогрессивным и не потерял своей актуальности и в настоящее время. Так, после удаления тёмной олифы и записей Подключников рекомендовал утраты красочного слоя «запунктировать», «но новыми красками, где не нужно, не писать». Если при послойном удалении записи оказывалось, что самый нижний, первоначальный слой живописи сохранился плохо, то следовало остановиться на слое первого по времени поновления.

  Н.И.Подключников.1813 - 1877 г.

         Но до начала ХХ века к реставрации икон или к их поновлению продолжали привлекать иконописцев. К концу XIX – н. ХХ веков складываются целые династии иконописцев-реставраторов, содержавших крупных мастерских: Брягины, Барановы, Гурьяновы, Чириковы и др., в основном выходцы из Палеха, Мстёры, Холуя – сёл Владимирской губернии. Подход к реставрации и применяемые методы зависели от потребностей рынка и пожеланий заказчика-владельца. Повсеместно было принято как должное застаривание, вольные реконструкции утрат, придание иконе «товарного» вида.

         Подлинно научные принципы реставрации начали формироваться только в первые десятилетия ХХ века, когда появились первые государственные реставрационные мастерские. В помощь реставраторам в исследовании памятников и поисках щадящих методов удаления олифы и записей были привлечены химики, физики, биологи. 

         Основные принципы научной реставрации были сформулированы И.Э.Грабарём и А.И.Анисимовым (1877-1937). В 1924 г. была создана Центральная государственная реставрационная мастерская (ЦГРМ, ликвидирована в 1934 г. по идеологическим причинам), работали реставрационные мастерские в крупных музеях. Систематически проводились отчётные выставки реставрированных произведений искусства, проходили конференции.                                                                                                                                                                    Игорь Эммануилович Грабарь.1871 - 1960 г. 

         В 30-е годы ХХ в. из-за усиления борьбы с религиозными пережитками меняется отношение государственной политики к памятникам искусства и старины. Функции ЦГРМ передаются Третьяковской галерее, Русскому музею, Музею изобразительных искусств. Проводится широкая антирелигиозная пропаганда. Были арестованы и погибли многие специалисты в области охраны памятников и реставрации.  Вот цитата из Новой Газеты: "

В 1937— 1938 годах на Соловках по разнарядке из Москвы были расстреляны 1800 заключенных. Палачи заводили узников в помещение, оглушали их ударом березовой палицы по голове, раздевали и связывали проволокой. Затем людей везли к ямам, выкладывали по пять тел в ряд, убивали выстрелами в голову, а помощники в это время подтаскивали к ямам следующих.

Так убиты философ и ученый П.А. Флоренский, реставратор А.И. Анисимов, изобретатель Л.В. Курчевский, адвокат А.В. Бобрищев-Пушкин, удмуртский просветитель К.П. Герд..." Вот выдержка из биографии:

Впервые был арестован в июне 1919 года в Петергофе, освобождён по ходатайству Н. И. Седовой (Троцкой). В 1921 году был арестован в Екатеринбурге и приговорён к шести месяцам принудительных работ без содержания под стражей. 3 февраля 1921 года освобождён досрочно.

В 1929 году прекратил всякую общественную деятельность. 6 октября 1930 года арестован по делу о «шпионаже и вредительстве через Центральные государственные реставрационные мастерские». 23 января 1931 года приговорён к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения (Кемский лагпункт). С мая 1931 до середины 1932 года работал в музее Соловецкого лагеря, реставрировал иконы, читал доклады.

В 1937 году переведён в Беломоро-Балтийский лагерь (лагпункт Кузема). 22 августа 1937 года, в лагере, был арестован, а 26 приговорён Тройкой НКВД Карельской АССР к расстрелу. Расстрелян 2 сентября 1937 года в урочище Сандармох под Медвежьегорском. Сейчас на этом месте мемориальное кладбище «Сандармох».

Кустодиев Б.М.  Портрет искусствоведа и реставратора Анисимова. 1915, картон, масло 41,4 х 33. ГРМ
Закрываются или сносятся церкви, в не снесённые, но закрытые храмы вселяются учреждения, они используются под склады, производственные мастерские, иногда – под жильё. Часто они для производственных нужд перестраиваются так, что и догадаться нельзя, что это здание было церковью. Несравненно больше повезло тем церковным и монастырским зданиям, где размещались музеи и реставрационные мастерские. Там старались, сколько возможно, сохранить если всё церковное убранство, то, по крайней мере, не прорубали новые оконные проёмы, не сбивали фрески. Так были сохранены и реставрированы фрески собора Сретенского монастыря в Москве, расчищены от побелки и копоти росписи М.В.Нестерова в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители, где до вселения туда Центральных государственных реставрационных мастерских размещалась авторемонтная мастерская.

         Огромен был ущерб, нанесённый Войной 1941-1945 годов памятникам архитектуры и изобразительного искусства. В этих условиях создание в 1944 г. создание Государственной центральной художественной мастерской (ГЦХРМ, с 1974 г. - ВХНРЦ) явилось событием необычайной важности. Художественным руководителем был назначен И.Э.Грабарь, а основное ядро в то время состояло из известных, сложившихся как реставраторы еще до 1917 г., специалистов старшего поколения. Это Н.А.Баранов, П.И.Юкин, В.О.Кириков Е.А.Домбровская и другие. Одновременно с созданием ГЦХРМ активизируется деятельность реставрационных мастерских при крупных музеях – Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее.

         С привлечением в реставрацию специалистов из среды  учёных - химиков, физиков, биологов - постепенно вырабатываются новые щадящие методы раскрытия первоначальной живописи. И значительная роль здесь принадлежит Галине Никитичне Томашевич, разработавшей серию композитных органических растворителей, направленно действующих только на определённые олифные и лаковые плёнки и на определённый состав пигментов в колерах записей, позволяющих удалять их мягко и без повреждений.

         Необходимо отметить, что развитие реставрационных методов неуклонно идёт не только в сторону их эффективности и ускорения процесса, но, что гораздо важнее – они становятся всё более щадящими для материалов икон, направленными на возможно более долгую стабильность памятника после завершения реставрации. В каждом частном случае это требует широких технологических познаниях реставратора, постоянного анализа результатов  ранее проведённых работ, учёта различных нюансов использования материалов и технологических особенностей данного памятника. Поэтому реставратор, не повышающий свою квалификацию, работающий в изоляции от профессионального сообщества, или  стремящийся только к механическому и быстрому выполнению заученных отдельных процессов, легко может скатиться к уровню поновителя. Система профессионального контроля и правильная организация работ являются важной частью профессии.

В декабре 1957 г. была создана Всесоюзная Центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР, с 1979 г. – Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, сейчас – Государственный научно-исследовательский институт реставрации).

Важной задачей стала подготовка реставрационных кадров по единой программе в государственных учебных заведениях. В 1995 г. было открыто реставрационное отделение в Московском художественном училище памяти 1905 года, годом позже – в Ленинградском художественном училище им. Серова (Санкт-Петербургском художественном училище им. Н.Рериха),  в 1979 г. -  в художественном училище в Суздале. Начали готовить реставраторов в Киевском художественном институте, в Академии художеств в Грузии, в 1970 г. кафедра реставрации была открыта в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в 1983 г. – в Высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском). В настоящее время кроме перечисленных учебных заведений реставраторов готовят в Ярославском художественном училище, В Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве и некоторых других.

Состояние икон в действующих церквах и монастырях вызвало необходимость подготовки кадров реставраторов именно для работы в церкви. Специально для этого в 1993 г. открыта единственная в своем роде в России кафедра реставрации в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, так как работа в условиях церкви имеет свою специфику и требования к конечному этапу реставрации иные. Так, если в академической музейной реставрации не допускается реконструкция утраченных фрагментов, то для церкви неприемлема икона, на которой  на изображении лика святого вместо глаза древесина на месте осыпавшегося левкаса или смыты надписи с именем этого святого. Студенты учатся реконструировать утраченные элементы, но не по своему разумению, а на основании найденных аналогов, с предварительным утверждением проекта такой реконструкции на Реставрационном совете, где собираются опытные специалисты. Все остальные процессы нисколько не отличаются от принятых в научной академической реставрации, поскольку точное соблюдение принятых методик обеспечивает единственную возможность сохранить древнюю (или не очень) живопись. А для церковного реставратора, как и для любого верующего человека, сохранность иконы должна быть ценна вдвойне. Но чтобы осознавать эту ценность, каждый человек, а особенно будущий специалист, должен многое узнать, чтобы предвидеть последствия своих действий и не навредить.                

  Одна из учебных мастерских кафедры реставрации ПСТГУ.


В последние годы функционирует множество курсов, на которых обучают реставрации за несколько месяцев, а то и недель. И даже обещают дипломы «международного» образца. О наличии реставрационного образования тех, кто там учит умалчивают, упоминая только их художественные достоинства и приводя в пример многочисленные места, где успели "напочинять" икон.С результатами «реставрации», выполненной лицами, окончившими такие курсы, приходится сталкиваться постоянно, и часто икону уже невозможно спасти.

Поступая на такие «курсы» или в любое другое учебное заведение, заявляющее, что готовит реставраторов, следует обязательно убедиться в том, что у этого учебного заведения есть лицензия на право обучать реставрации и государственная аккредитация. Руководитель и преподаватели должны иметь Первую или Высшую категорию по данной специализации(в крайнем случае, вторую с высшим реставрационным образованием), вам должны прочитать несколько смежных спецкурсов (по химии, биологии и т.п.), причем именно узкие специалисты. Т.е. вас не должен учить реставрировать иконы реставратор металла или тканей.

Во всех случаях нужно знать, что ни за две недели, ни даже за год освоить реставрацию нельзя, тем более у человека со специальностью "художник" или "архитектор". В дипломе реставратора может значиться только "художник-реставратор". И в государственных вузах, и в нашем университете будущих реставраторов обучают шесть лет, по срокам это равно обучению будущих врачей в медицинских вузах. Аттестационная комиссия Министерства Культуры (как бы ни менялось его название) РФ в начале и на всем протяжении профессиональной деятельности реставратора следит за качеством его работы, признавая за каждым определенный уровень квалификации. Система похожа на профессиональную аттестацию врачей.


Реставратор, собственно, и есть врач, только лечит он не людей, а произведения искусства.

И мера ответственности – та же.       


Выездные летние практики студентов кафедры реставрации ПСТГУ проходят под руководством преподавателей.





Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина
РестПросвет 2009 © 2018 Использование материалов только с прямой ссылкой на сайт.