Форма входа

Фотошоп on-line
для пользователей сайта
Среда
12 Декабря 18
06:48

Личных сообщений:
Вы вошли как: Гость
IP : 54.227.186.112
Гости
На сайте: Дней


Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня зашли:





Среда, 12 Декабря 18, 06:48|
Приветствую Вас Гость | RSS | Важно!Курсы для ризничих.
РестПросвет
Главная | Регистрация | Вход| Написать письмо| Использование материалов только с прямой ссылкой на сайт.   Сайт Станковой секции
Церковно-Археологический музей ПСТГУ


СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО  МУЗЕЯ  ПСТГУ.

      

        Активное формирование коллекций древнерусского искусства в  России, научная реставрация и изучение, начали своё развитие практически одновременно с революцией 17 года, в ходе которой производилось целенаправленное варварское разрушение Церкви и её святынь. Имена исследователей, посвятивших жизнь изучению сохранению памятников церковной старины,  таких, как Ф.И.Буслаев, Н.В.Покровский, Н.П.Кондаков, П.И.Барановский практически не известны за пределами узкого  круга  специалистов. Деятельность музейных работников, спасшая от уничтожения и продажи за рубеж огромное количество икон и других предметов церковного искусства, также не афишировалась. На сегодняшний день мы постоянно сталкиваемся с устойчивым мнением, уравнивающим музейную и охранную  деятельность  с государственными  грабежами и разрушениями советского периода.

            Известна практика создания музейных коллекций – «древлехранилищ» - непосредственно в церковной среде: епархиальных, при крупных монастырях, соборах, духовных учебных заведениях. Более того, создание древлехранилищ происходило с одобрения и при содействии правящих архиереев. Инициатива же создания музеев исходила обычно от археологических обществ. В настоящее время стали появляться подобные музеи при действующих храмах. Например, при храме Митрофания Воронежского или храме Воскресения в Кадашах, Николо – Угрешском монастыре.

              1-го июня 2002 г. на базе кафедры реставрации ПСТГУ,  по благословению ректора университета протоиерея Владимира Воробьева,  был создан Церковно-Археологический музей ПСТГУ.            
Задачи музея следующие:

- во-первых, необходимость просветительской деятельности, направленной на сохранение церковных святынь при активном участии верующих, поскольку позитивные изменения в отношениях, произошедшие в последнее десятилетие между Церковью и государством, сами по себе не решают  проблемы сохранения церковного наследия. При широком распространении иконопочитания, в России не сложилось традиции бережного обращения с иконами, ярким подтверждением чего являются многие экспонаты методического фонда нашего музея.
- во-вторых, создание коллекции поздних икон, практически не представленных  в сложившихся музейных собраниях.
              Основой  коллекции  стали иконы, переданные нам за время существовании кафедры реставрации из КГБ, ФСБ, органов милиции,
с таможни, из иконописной мастерской ПСТГУ, от частных лиц. Отдельно следует упомянуть два крупных пожертвования  ветхих икон из действующих московских храмов: Косьмы и Дамиана на Маросейке и Мученицы Татианы при МГУ.


          Обычно такие иконы обречены на медленное разрушение на колокольнях, чердаках и в подвалах, так как настоятели храмов не знают, что делать с иконами,  непригодными для богослужения, нередко благословляя на сжигание. Музей постоянно пополняется переданными из действующих храмов аварийными иконами.

           Формирование коллекции идет достаточно активно. На сегодняшний день она насчитывает около 350 икон XVII- XX в.в., 60 предметов церковного прикладного искусства, 30 картин, 44 единицы хранения графики, 75 металла, 25 книг синодального периода, 1 облачение, 5 деревянных скульптур, около 30 единиц хранения методического фонда, предметы быта. Уже сейчас имеется основа для исследования как поздних икон, так и поздних окладов.  Экспозиция музея, составленная из икон и картин XVII – XX в.в., отреставрированных студентами кафедры реставра
ции ПСТГУ и сотрудниками музея представлена пока  в двух небольших залах. Так же собран обширный материал для методического кабинета.

        Церковно-археологический музей может стать методическим центром по изучению Церковного искусства позднего Синодального периода. Помимо того, что в стенах музея могут проводиться лекции по позднему периоду русской иконописи, где студенты искусствоведческих факультетов смогут изучать характерные особенности памятников не на слайдах, а на подлинниках, возможны занятия просветительского характера для будущих православных пастырей и миссионеров. Подготовка грамотных ризничих – еще одно направление работы музея. Кроме того, мы заинтересованы и в создании «ликбеза» для преподавателей воскресных школ. При наличии соответствующего штата сотрудников планируется проведение тематических и методических экскурсий. К тому же, поскольку основу коллекции музея составляют «хронически больные» иконы, она, в том числе, будет служить и методическим фондом для кафедры реставрации.

                 Следует отметить, что особенностью музея является не только его существование при ПСТГУ, но и тесное сотрудничество с кафедрой реставрации и Научно-исследовательской лабораторией при кафедре. Благодаря этому имеется уникальная возможность корректировать просветительскую и методическую деятельность музея в соответствии с самыми насущными проблемами. Совместно с лабораторией идет работа над живописными аналоями к.XVIII- XIX в.в.

                Тесное сотрудничество с высококвалифицированными преподавателями и специалистами кафедры позволяет строить далеко идущие практические  планы.  Первоочередным  является создание курсов хранителей и ризничих для действующих храмов. Конечно, на сегодняшний день, кажется утопичной картина, где каждый храм и монастырь имеет хранителя со специальным образованием, единственной обязанностью которого было бы следить за состоянием икон и художественного убранства храма, а каждая епархия – своё древлехранилище со штатом специалистов. Но мы надеемся, что при условии совместных усилий,  эта мечта сможет воплотиться в реальность.

                  Необходимо добавить, что музея, целенаправленно собирающего коллекцию памятников  – начала 20 веков в России нет. И поскольку этот пласт русского искусства мало изучен, а в государственных музеях почти не представлен, собрание Церковно-археологического музея будет представлять интерес для широкой научной общественности.

   Для дальнейшего пополнения коллекции сотрудники музея с благодарностью примут иконы, картины, облачения, книги, графику, предметы прикладного искусства и быта  синодального периода в любом состоянии.


 

                                                                                    О.В.Заводова,

                                директор Церковно-Археологического музея ПСТГУ

Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина
РестПросвет 2009 © 2018 Использование материалов только с прямой ссылкой на сайт.