Нашим гостям
предлагается особый цикл статей о том, как правильно обращаться с православными
иконами. А точнее – как заботиться о сохранении их материального состава. Конечно,
сейчас много книг и по истории искусства и по вопросам богословского смысла икон.
Однако этипознания многими считаются слишком
специальными, отвлеченными – вроде редкого хобби. Всем-то это зачем? К тому же,
на поиск необходимого материала требуется время, которого всем не хватает и … знания, чтобы
отобрать нужное. А важнее всего то, что мало ктозанимался до сих пор этой проблемой. Самым первым
опытом была брошюра, написанная хранителем кафедры реставрации ПСТГУ (тогда, в
2001году, еще ПСТБИ) О.В.Деминой и изданная издательством «Благо». Но издательство
не только не заключило с автором договора, но и авторство не указало. С трудом удалось
добиться упоминания имен сотрудников кафедры в виде объявления благодарности. Иначе
непонятно, на каком основании издательство бралось в категоричной форме что-то анонимно
советовать людям в такой узкоспециальной области. Но так хотелось издать хоть что-то
для широкой аудитории на эту нераскрытую тему, что пошли и на такое издание. Было
издано всего 10.000 экземпляров, которые разошлись в течение года. Надеялись на
«правильное» дальнейшее переиздание, но его не случилось.
Поэтому вкратце
повторим необходимое в форме отдельных «Уроков хранителя». Хранитель на нашей кафедре
– это профессиональный реставратор, особенное внимание уделяющий именно вопросам
обеспечения сохранности икон (и картин), и при их нахождении на реставрации, и после
возврата владельцам. В некотором роде, получилась уникальная специализация на уникальной
кафедре. И именно поэтому мы предлагаем всем выверенныежизнью профессиональные, достоверные знания.
Да, разумеется, не всем нужен одинаковый объём этих знаний.
Но некоторые сведения об иконах необходимы православному христианину хотя бы по
двум причинам:
1.Само имя Православия обязывает славить Бога (т. е. исповедоватьсвою веру) право, правильно. Возможночто-либо делать правильно, не зная
– как?
2.Существование икон – священных изображений
– христиане изначально считают ясным выражением сердцевинысвоей веры, «велией благочестия тайны» - догмата
о Боговоплощении, о том, что «Бог явился во плоти». (1 Тим.3.16.) Только поэтому
стало возможным изображение Бого-Человека Иисуса Христа, - особой, реальной Личности.
Церковь празднует Торжество Православия в день, когда было восстановлено иконопочитание
и утвержден, т. е. наконец выражен в особо точной форме, догмат иконопочитания:
«Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.» (т.е. к Богу).
Так что иконы – не просто
случайно попавшие в Церковь произведения искусства, терпимые Ею, не только «Библия
для неграмотных». Мы должны помнить, что иконы – такая же часть православной жизни,
как Богослужение, молитва. Кн. Е.Трубецкой назвал иконы «умозрением в красках».
Но кроме того, что икона
священна, важна и полна глубочайшего смысла, еще она…уязвима. И дальше
речь пойдет не столько о том, что дает нам Бог через икону, сколько о том, ценим
ли мы Его дары и стараемся ли их сохранить. Почему-то о том, что наши святыни материальны и существуют вместе
с нами в условиях падшего мира говорить не принято – вроде бы неловко, не благоговейно.
Удобнее считать (хотя бы и не замечая очевидного), что на иконы всеобщее тление
не действует и заботиться тут не о чем. Однако если мы не признаем, что всему нашему
миру даны Богом определенные законы (как, например, закон тяготения), которые действуют
всегда, то не останется места исключениям, т.е. чудесам. Человек – тоже икона, первый
образ Божий (Быт.1.26). А со времен ап. Павла святые человеки, чудотворцы говорили,
что сила Божия в немощи совершается (2Кор.12.9). И всегда были обычные, слабые люди,
служившие и помогавшие святым: ученики, келейники у старцев и пр. Знаете ли, на
что иногда жаловался смиреннейший старец Амвросий? Что приходятпустые «толкуны» и не пожалеют болезненного батюшку, пока не наговорятся.
Как же можно пожалеть икону, послужить или помочь ей?
Для этого нужно приобрести минимальные необходимые знания о её материальном составе
и основах бережного обращения. Самым затруднительным обычно оказывается признать,
чтотвои минимальные знания не дают никакого
права на эксперименты с якобы «реставрацией» икон.
Мы постараемся подробно
описать причины разрушения икон и все способы предотвращения этого
Но самая опасная и действенная причина гибели памятников искусства
-это самодеятельные «починки», улучшения и приспособления памятника
к своему быту и хотению. Многие иконы и фрески, пережившиереволюции, войны, пожары, разорение монастырей
и храмов погибли в последние 10 лет, после передачи их верующим. Из-за понятного,
но несбыточного желания – чтобы все стало как новенькое, быстро и дешево. Остаются
старые доски с блистающей самодовольной мазней. Стены с тенями фресок или густой
масляной покраской, напоминающей творчество тянущегося к искусству подростка. Объясняют
этот привычный вандализм обычно так: я-
художник (или – позолотчик, иконописец, монах, племянник священника), всю жизнь
в Церкви, еще моя бабка так делала, не тебе меня учить). Причиной же бывает банальная
корысть и невежественная слепая самоуверенность.
Полностью записанный иконостас в сельском храме. "Кисти" халтурщиков середины 20 века. А иконы просто потемнели. Но именно то, что "мастера" их просто записали поверх олифы и спасло иконостас. Более "серьезный" подход к делу - и иконы были бы смыты. А сверху все равно оказалось бы то же самое. Последние несколько лет иконы этого иконостаса восстанавливаются специалистами кафедры. Вот одна из праздничных икон в процессе удаления записей и потемневшей олифы.
Реставрация икон (и любого
другого памятника культуры) – это прежде всего тщательное сохранение того, что дожило до нашего времени. С начала 20в. из побочного
ремесла иконописца реставрация перерастает в науку со множеством смежных дисциплин.
Прежде всего это означает, что реставратор не обучается тайному набору ремесленных
приемов, аполучает достаточно обширные знания, без которых нельзя ни правильно
действовать, ни предусмотреть последствия этих действий. Приемы, материалы, инструменты
сами по себе абсолютно ничего не решают и опасны в руках «любителя», как электропила
в руках ребенка. Только у взрослого почти невозможно отобрать полюбившуюся игрушку.
В реставрации существует
узкая специализация из-за очень различных свойств художественных материалов – живопись
станковая и монументальная, скульптура деревянная, камень, металл, ткани, вышивка,
костюм и т.д. Даже реставратор со специальным образованием (от 4 до 6 лет) не сразупо получении диплома допускается к самостоятельной
работе. Кроме диплома каждый профессиональный реставраторполучает аттестацию специальной комиссии в министерстве
культуры (и каждые 5лет подтверждает или
повышает свою категорию: от 3 до высшей). Выдается «Аттестационное удостоверение»
в Министерстве Культуры (как бы его не именовали на сегодня). Реставратор 3 и 2
категорий работает под руководством более опытного коллеги. 1 и высшая категории
присваиваются только после длительного опыта работы высокой сложности ипри наличии высшего специального образования.
Переаттестация проходит каждые 5 лет.
Ход работы над каждым
памятником в серьезных организациях намечается и контролируется Реставрационными
Советами, на которых собираются реставраторы, искусствоведы и необходимые узкие
специалисты. Кроме того для каждой вещи ведется «Реставрационный паспорт» с комплектом
контрольных фотографий на разных стадиях работы. Заполнять все эти документы, конечно,
никто не любит, но опыт показывает, что с ослаблением контроля снижается качество
реставрации. Пока чтос такой достойной
ответственностью к сохранению своих сокровищ подходят только в музеях. Но опытбережного отношения к иконам нисколько не может
быть чужд верующемучеловеку, и еще не поздно
начать перенимать его.
Никогда не видела фото этого многострадального иконостаса, только отдельные иконы на кафедре. Как же будет невероятно красиво, когда его весь раскроют и вернут на свое место!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина