СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
ПСТГУ.
Активное формирование коллекций древнерусского
искусства в России, научная реставрация
и изучение, начали своё развитие практически одновременно с революцией 17 года,
в ходе которой производилось целенаправленное варварское разрушение Церкви и её
святынь. Имена исследователей, посвятивших жизнь изучению сохранению памятников
церковной старины, таких, как
Ф.И.Буслаев, Н.В.Покровский, Н.П.Кондаков, П.И.Барановский практически не
известны за пределами узкого круга специалистов. Деятельность музейных
работников, спасшая от уничтожения и продажи за рубеж огромное количество икон
и других предметов церковного искусства, также не афишировалась. На сегодняшний
день мы постоянно сталкиваемся с устойчивым мнением, уравнивающим музейную и
охранную деятельность с государственными грабежами и разрушениями советского периода.
Известна практика создания музейных коллекций – «древлехранилищ» - непосредственно в церковной среде: епархиальных, при крупных монастырях, соборах, духовных учебных заведениях. Более того, создание древлехранилищ происходило с одобрения и при содействии правящих архиереев. Инициатива же создания музеев исходила обычно от археологических обществ. В настоящее время стали появляться подобные музеи при действующих храмах. Например, при храме Митрофания Воронежского или храме Воскресения в Кадашах, Николо – Угрешском монастыре.
1-го июня 2002 г. на базе кафедры реставрации ПСТГУ, по благословению ректора университета протоиерея Владимира Воробьева, был создан Церковно-Археологический музей ПСТГУ.
Задачи музея следующие:
- во-первых, необходимость просветительской деятельности, направленной на сохранение церковных святынь при активном участии верующих, поскольку позитивные изменения в отношениях, произошедшие в последнее десятилетие между Церковью и государством, сами по себе не решают проблемы сохранения церковного наследия. При широком распространении иконопочитания, в России не сложилось традиции бережного обращения с иконами, ярким подтверждением чего являются многие экспонаты методического фонда нашего музея.
- во-вторых, создание коллекции поздних икон, практически не представленных в сложившихся музейных собраниях.
Основой коллекции стали иконы, переданные нам за время существовании кафедры реставрации из КГБ, ФСБ, органов милиции, с таможни, из иконописной мастерской ПСТГУ, от частных лиц. Отдельно следует упомянуть два крупных пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов: Косьмы и Дамиана на Маросейке и Мученицы Татианы при МГУ.
Формирование коллекции идет достаточно активно. На сегодняшний день она насчитывает около 350 икон XVII- XX в.в., 60 предметов церковного прикладного искусства, 30 картин, 44 единицы хранения графики, 75 металла, 25 книг синодального периода, 1 облачение, 5 деревянных скульптур, около 30 единиц хранения методического фонда, предметы быта. Уже сейчас имеется основа для исследования как поздних икон, так и поздних окладов. Экспозиция музея, составленная из икон и картин XVII – XX в.в., отреставрированных студентами кафедры реставрации ПСТГУ и сотрудниками музея представлена пока в двух небольших залах. Так же собран обширный материал для методического кабинета.
Церковно-археологический музей может стать методическим центром по изучению Церковного искусства позднего Синодального периода. Помимо того, что в стенах музея могут проводиться лекции по позднему периоду русской иконописи, где студенты искусствоведческих факультетов смогут изучать характерные особенности памятников не на слайдах, а на подлинниках, возможны занятия просветительского характера для будущих православных пастырей и миссионеров. Подготовка грамотных ризничих – еще одно направление работы музея. Кроме того, мы заинтересованы и в создании «ликбеза» для преподавателей воскресных школ. При наличии соответствующего штата сотрудников планируется проведение тематических и методических экскурсий. К тому же, поскольку основу коллекции музея составляют «хронически больные» иконы, она, в том числе, будет служить и методическим фондом для кафедры реставрации.
Следует отметить, что особенностью музея является не только его существование при ПСТГУ, но и тесное сотрудничество с кафедрой реставрации и Научно-исследовательской лабораторией при кафедре. Благодаря этому имеется уникальная возможность корректировать просветительскую и методическую деятельность музея в соответствии с самыми насущными проблемами. Совместно с лабораторией идет работа над живописными аналоями к.XVIII- XIX в.в.
Тесное сотрудничество с высококвалифицированными преподавателями и специалистами кафедры позволяет строить далеко идущие практические планы. Первоочередным является создание курсов хранителей и ризничих для действующих храмов. Конечно, на сегодняшний день, кажется утопичной картина, где каждый храм и монастырь имеет хранителя со специальным образованием, единственной обязанностью которого было бы следить за состоянием икон и художественного убранства храма, а каждая епархия – своё древлехранилище со штатом специалистов. Но мы надеемся, что при условии совместных усилий, эта мечта сможет воплотиться в реальность.
Необходимо добавить, что музея, целенаправленно собирающего коллекцию памятников – начала 20 веков в России нет. И поскольку этот пласт русского искусства мало изучен, а в государственных музеях почти не представлен, собрание Церковно-археологического музея будет представлять интерес для широкой научной общественности.
Для дальнейшего пополнения коллекции сотрудники музея с благодарностью примут иконы, картины, облачения, книги, графику, предметы прикладного искусства и быта синодального периода в любом состоянии.
О.В.Заводова,