Сегодня на кафедре реставрации ФЦХ ПСТГУ прошла защита дипломов. Работу принимали и оценивали: - С.В.Филатов, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации, председатель ГАК;
- протоиерей Александр Салтыков, декан факультета Церковных художеств;
- А.В.Рындина, член корреспондент Академии художеств, доктор искусствоведения;
- Г.С.Клокова, зав. кафедрой реставрации, художник-реставратор высшей квалификации;
- О.П.Постернак, кандидат исторических наук, профессор, художник-реставратор высшей квалификации.
Рецензировали работы дипломников -Е.А.Сатель, начальник отдела реставрации музейной коллекции Объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея заповедника, художник-реставратор высшей квалификации; -М.В.Шитов, зав. отделом реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи, художник-реставратор высшей квалификации; -А.В.Родионов, художник-реставратор Государственных музеев Московского Кремля.
Выполнением дипломных работ руководили: по реставрации темперной живописи – ст. преподаватель С.В.Свердлова, по реставрации масляной живописи – ст. преподаватель Д.С.Першина. Химические анализы выполнены сотрудником Лаборатории по реставрации и консервации церковного искусства, кандидатом химических наук В.Н.Ярош. Чёрно-белую съёмку произведений в процессе реставрации осуществлял В.В.Жуков, цветную – Д.С.Першин. Члены
Государственной экзаменационной комиссии и рецензенты из Музеев Кремля, ГТГ и ГМЗ
"Коломенское" отметили высокий уровень исполнения как практической
работы по реставрации икон и картин на холсте, так и исследовательской
части, представленной в виде пояснительной записки. Большая часть выпускников взята на работу в темперный отдел ГосНИИР еще в начале дипломного курса.
В качестве дипломных работ по реставрации темперной живописи были представлены иконы XVII в. «Святитель Николай Зарайский» с 12-ю клеймами жития (реставратор М.Н.Василенков) и «Мученицы Екатерина, Варвара и Иулиания» (реставратор
Н.А.Евменова), реставрация которой оказалась особо сложной. Икона поступила в остро аварийном состоянии, была поражена плесенью. Жесткая перелевкаска удалялась с крайне непрочного авторского изображения всухую. Не менее интересными были и работы по реставрации масляной живописи. Так событием явилась реставрация «Портрета епископа Пермского и Соликамского Петра», написанная художником Андреем Мамаевым в 1892 г. (реставратор М.Н.Василенков). Несколько картин этого художника находятся в Пермской художественной галерее, но этот портрет не был известен. Из Государственного исторического музея поступила картина неизвестного художника 1-й трети XIX в., на которой, по документам ГИМа, был изображён митрополит Ростовский Димитрий Туптало. В процессе реставрации (реставратор Н.А.Евменова) выяснилось, что на портрете не митрополит Димитрий Ростовский, а его отец, Савва Туптало. Закончена реставрация аллегорической картины 1-й трети XIX в. «Старчества достойное изображение» (реставратор А.С.Скрябина), принадлежащей Церковно-археологическому музею. Экспозиция нашего музея также пополнится ещё одной картиной – «Спас» рубежа XVIII-XIX в., написанной, возможно, белорусским мастером (реставратор О.В.Коханая). Кисти талантливого художника, не прошедшего профессиональной школы, принадлежит и ещё одна картина-икона – «Богоматерь Печерская», написанная в 1-й половине XIX в. под влиянием южнорусских традиций (реставратор О.С.Хохлачёва). Уже несколько лет
кафедра активно сотрудничает с Церковно-археологическим кабинетом при
Тобольско-Тюменской епархии. Первая из поступивших оттуда на
реставрацию картин, «Коронование Богоматери», завершена в этом году. Церковно-археологический
музей ПСТГУ пополнился иконой рубежа XVII-XVIII в., близкой кругу
царских изографов, «Царь Царём». (
Реставратор Е.В.Озмитель). Озмитель Е.В.
Евменова Н.А.
Особый интерес у
специалистов вызывают иконы из иконостаса одной из сельских церквей
Калужской области. Три иконы рубежа XVIII-XVIII вв. из праздничного
ряда этого иконостаса: «Сретение», (реставратор А.С.Скрябина), «Вход в
Иерусалим» (реставратор О.В.Коханая) и «Распятие» (реставратор
О.С.Хохлачёва), варварски переписанные в середине ХХ в., были раскрыты
от поздних поновлений на нашей кафедре и будут введены в научный оборот. Две картины , "Христос Кровоточивый" и "Монах на кресте" - из собрания ЦАМ ПСТГУ.
Скрябина А.С.
Хохлачева О.С.
Коханая О.В.
Наше начальство и наши гости просто счастливы. Сейчас пойдут пить чай.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина