18 января 2015 г. в Усадьбе Зубовых, бывшей купеческой усадьбе, а ныне уникальном центре московской старины и культурной жизни столицы, состоялась первая выставка из цикла «Семейные портреты обитателей дома».
Проект цикла выставок был задуман Марией Васильевной Зубовой, проживающей в этом доме, и реализован Марией Александровной и Алексеем Аркадьевичем Соколовыми, новыми владельцам этой городской усадьбы, меценатами, благотворителями, осуществившими уникальную реставрацию дома. Они не только восстановили стены, но стремятся поддерживать традиции дома. Здесь вновь звучит старинная музыка, проводятся выставки, лекции.
Вечер открыла Мария Васильевна Зубова, потомок купцов Полежаевых и Зубовых, хранитель традиций родового дома. Она кратко рассказала о своей прабабушке Клавдии Алексеевны Полежаевой.
В 1851 г. купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Алексей Михайлович Полежаев (1809-1872) купил на Большой Алексеевской улице дом, куда и переехал с семьей из Рыбинска. Сюда же он перевез и портрет своей старшей дочери Клавдии Полежаевой, написанный в Рыбинске шведским художником Карлом Мазером в 1842 году, когда Клавдии было два года. Это единственный известный нам детский портрет в творчестве мастера. Ценно и то, что сохранилась первоначальная рама портрета.
В детстве Клавдия получила очень хорошее домашнее образование, изучала иностранные языки, рисование, литературу, музыку. На выставке показаны ее ученические тетради, гербарий, ноты, рисунки, а также сохранившиеся игрушки.
В 1859 году состоялась свадьба Клавдии Алексеевны Полежаевой (1840-1906) с Василием Павловичем Зубовым (1835-1889), купцом 1-й гильдии, текстильным фабрикантом, потомственным почетным гражданином из города Александрова. Этот брак положил начало союзу двух родов – Полежаевых и Зубовых, вся жизнь которых прошла в стенах московской усадьбы на Большой Алексеевской улице. Чудом уцелевшие вещи, предметы старины, портреты – напоминают о минувшем, об исконных устоях русской жизни, о традиционном укладе русской семьи.
Более 170 лет портрет Клавдии Полежаевой хранится в московском доме, который пережил несколько капитальных ремонтов, в результате которых картина пришла в аварийное состояние.
Благодаря специалистам кафедры реставрации Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ФЦХ ПСТГУ) художественные достоинства портрета вновь раскрылись во всей полноте. И вот 18 января впервые он был представлен на всеобщее обозрение.
На вечере выступили реставраторы портрета, выпускница ФЦХ ПСТГУ Дарья Маркова и ее руководитель Елена Александровна Юдина. В процессе реставрации были найдены многочисленные сведения о самом художнике.
Карл Мазер, сын французского эмигранта, шведский художник, драматург и фотограф, почти пятнадцать лет провел в России. Его работы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа, в отделе рукописей Государственного Русского музея (С.-Петербург). В 1842 г. в Рыбинске Мазер создал портрет Клавдии Полежаевой и портрет купца Ф.И. Тюменева, находящийся в Рыбинском музее-заповеднике.
На открытии выставки присутствовали многочисленные друзья дома, архитекторы, историки, краеведы, журналисты, бывшие соседи семьи Зубовых по коммунальной квартире а также Лариса Леонидовна Фролова, заместитель Главы Старшины Общества купцов и промышленников «Коммерсантъ».
После осмотра выставки состоялся «домашний» концерт. В исполнении Людмилы Викторовны Полей, автора литературно-музыкальной композиции, созданной ею на основе архивных сведений из книги В. П. Зубова «Семейная хроника. Зубовы и Полежаевы», прозвучала колыбельная песня под аккомпанемент семиструнной гитары 19 века. Затем под руководством Ильи Евгеньевича Путятина выступили участники музыкальной студии Московского архитектурного института. Репертуар был составлен из фортепианных и вокальных произведений, звучавших в усадьбе Зубовых в исполнении прежних обитателей.
Праздник завершился чаепитием.
|