Сегодня на кафедре реставрации ФЦХ ПСТГУ прошел Ученый Совет. На нем были единогласно одобрены и приняты результаты сложнейшей реставрации чудотворной храмовой иконы иконы "Пр.Сергий
Радонежский с клеймами жития". Реставрация велась с 2002 года.
Присутствовали:
- Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв
- Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков
- Зам. декана факультета церковных художеств А.А.Воронова
- Зав. кафедрой реставрации Г.С.Клокова
- Художник-реставратор высшей квалификации, профессор О.П.Постернак - Хранитель кафедры реставрации О.В.Дёмина
- Директор Церковно-археологического музея ПСТГУ О.В.Заводова
- Главный хранитель Государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-
ландшафтного музея-заповедника О.А.Полякова
- Начальник отдела реставрации музейной коллекции Государственного объединённого художественного историко- архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (Коломенское) Е.А.Сатель
- Художник-реставратор высшей квалификации Государственной Третьяковской галереи Е.А.Гра - протоиерей Андрей Румянцев из церкви Святителя Николая в Толмачах
- Зам. зав. кафедрой реставрации, ст. преподаватель С.В.Свердлова
- Преподаватель кафедры реставрации И.В.Фёдорова
- Преподаватель кафедрыреставрации О.Е.Труфанова
- Преподаватель кафедры реставрации Е.А.Юдина __________________________________________________ Г.С.Клокова рассказывает:
28 апреля на заседании Учёного совета кафедры реставрации была принята работа по реставрации иконы XVII в. «Преподобный Сергий Радонежский» с 16-ю клеймами жития» из церкви Святителя Николая в Кузнецкой слободе. На заседании присутствовал настоятель храма Святителя Николая, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, проректор по научной работе священник Константин Польсков, приглашённые специалисты О.А.Полякова и Е.А.Сатель из Государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, художник-реставратор высшей квалификации Е.А.Гра из Государст-венной Третьяковской галереи, протоиерей Андрей Румянцев из церкви Святителя Николая в Толмачах (по первому образованию – реставратор), преподаватели и сотрудники кафедры.
Реставрация иконы была долгой и сложной. Будучи чтимым образом, икона многократно подвергалась поновлениям, последнее из которых относится, предположительно, к 60-м-70-м годам ХХ века. Перед одним из таких поновлений живопись была жестоко промыта, в результате на некоторых участках красочный слой оказался утраченным до левкаса. Пострадала и древесина основы. Направление волокон в древесине вертикальное, а к нижнему и верхнему торцам были прочно прикреплены деревянные надставки с горизонтальным направлением древесины. Кроме того икона была надставлена и по боковым сторонам, и шпонки были заклинены. Древесину рвануло. Потрудился над древесиной и жучок-точильщик. С оборота древесина была закрашена несколькими слоями масляной краски.
Реставрация проходила в несколько этапов.
Прежде всего нужно было удалить плотные слои масляной краски с оборота и укрепить древесину. Эту работу выполнила В.Ю.Родионова.
Удаление поздних надставок сверху, снизу и с боковых сторон, склейку досок основы выполнено художником-реставратором А.Б.Боховым.
И.В.Фёдоровой были выполнены пробные раскрытия в верхних клеймах иконы и определено количество слоёв записей.
Художник-реставратор 2 категории В.Ю.Родионова удалила жесткую многослойную покраску оборота практически по технологии раскрытия записи с живописи. Предварительно были укреплены грунт и красочный слой, нанесена профилактическая заклейка на изображение.
И, наконец, реставрация продолжена и успешно завершена Н.А.Яновской. Она выполнила основной объем работ по раскрытию иконы и восстановлению живописи. Сложность заключалась в том, что сохранность первоначального красочного слоя на разных участках была разной. Лучше сохранились верхние клейма, хуже – нижние. А на некоторых клеймах авторский красочный слой оказался утраченным полностью до левкаса. На этих клеймах вынужденно оставлена запись XIX в. Работа по раскрытию живописи XVII в. на миниатюрных изображениях велась под микроскопом, тщательно сохранялись даже самые крохотные остатки старой живописи, а там, где в клейме относительно хорошей сохранности всё-таки обнаруживались утраты красочного слоя, оставлялся слой записи, который позже использовался при тонировках. В результате продуманной методики, правильно выбранной последовательности проведённых работ и на завершающем этапе – виртуозно выполненным тонировкам была максимально для иконы с такой степенью сохранности выявлена живопись XVII века. Несмотря на оставленную в клеймах с полностью утраченным красочным слоем запись XIX в. икона сохранила цельность.
Учёный совет принял проделанную работу, отметив высокий уровень её исполнения.
Вскоре икона вернётся на свое прежнее место в придел Преподобного Сергия Радонежского церкви Святителя Николая в Кузнецкой слободе.
От всей души ПОЗРАВЛЯЮ!!! Надеюсь, икону увидеть на своем месте в церкви святителя Николая в Кузнецах!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.Автор и составитель О.В.Демина