Форма входа

Фотошоп on-line
для пользователей сайта

Категории раздела

Для всех [17]
Файлы, полезные для всех заинтересованных лиц
Абитуриентам и желающим знать. [7]
Ссылки и материалы по разным категориям знаний, необходимых реставраторам, абитуриентам и людям, ценящим родное искусство и историю.
Искусство, палеография, шрифт. [1]
Проблемы сохранения памятников [1]
Вы можете поддержать нас через WebMoney
R245958352488
Z442354184297
E638865697850


Четверг
28 Марта 24
15:24

Личных сообщений:
Вы вошли как: Гость
IP : 54.210.83.20
Гости
На сайте: Дней


Для наиболее корректного отображения сайта пользуйтесь браузером Mozilla Firefox. Консультации о возможности реставрации - через форму обратной связи.

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня зашли:





Четверг, 28 Марта 24, 15:24|
Приветствую Вас Гость | RSS | Важно!Курсы для ризничих.
РестПросвет
Главная | Регистрация | Вход| Написать письмо| Использование материалов только с прямой ссылкой на сайт.   Сайт Станковой секции
Каталог файлов


Главная » Файлы » Для всех

Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам .
[ Скачать с сервера (259.5 Kb) ] 26 Февраля 10, 21:44

Предварительные объяснения от автора.

Т.к. православное издательство Благо не особо ценит авторские права, в брошюре, написать которую получила задание моя знакомая, но которую по понятным причинам, в итоге пришлось написать мне самой, не удалось указать авторство. За что мне долго пеняли многочисленные знакомые, но от меня ничего не зависело. Как мне объяснила редактор, издательство считает нормой именно анонимные издания, даже если автор не настаивает на гонораре.

Нормального переиздания тоже не случилось, поэтому помещаю текст, как есть - в редакторской обработке (к счастью, в итоге не очень значительной, в-основном,  направленной на усиление благочестивого  звучания теста) и с благодарностями вместо подписи. И это с трудом уговорили напечатать, чудом удалось убедить редакцию в том, что анонимные советы такого специфического свойства никакого веса иметь не будут.

Название (вторая часть) с таким сугубо благочестивым уклоном из расчета на широкие массы, дабы убоялись и задумались.

В "Уроках хранителя", по мере нахождения свободного времени буду объяснять что-то дополнительно, с картинками, которых в текстовых интернет-версиях книжки, разумеется, нет.

Как правильно обращаться с иконами.

О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам

 

Выражаем сердечную благодарность

Галине Сергеевне Клоковой,  заслуженному работнику культуры РФ, художнику-реставратору высшей квалификации, зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года, написавшей отзыв на эту книгу;


Деминой О.В., хранителю кафедры реставрации икон Православного Свято-Тихоновского Богословского института, предоставившей нам материалы для ее составления и сделавшей ряд ценных замечаний, а также изложившей советы по сохранению икон.

Примечание и дополнение  автора: А также их записавшей и правившей текст с редактором после крайне неудачной попытки изложить эти сведения вольным пересказом, предоставившей фотоматериал. Т.е., собственно и написавшей эту книгу. И именно поэтому книгой  можно смело пользоваться в практических целях – это профессиональные советы профессионального реставратора станковой темперной и масляной живописи (т.е. икон и картин).                                              
Благодарим всех, кто принял участие в этой работе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЧЕМУ В НАШИ ДНИ ГИБНУТ ИКОНЫ?
Об иконопочитании в Православной Церкви. Причины повреждения икон. Икона есть живой организм. Почему нельзя ничем натирать и протирать иконы? Кому доверять реставрацию икон? Примеры недопустимого обращения с иконами. Как сохранить иконы из музейных фондов? Примеры должного отношения к реставрации икон и церковных памятников.

 

КАК ПРАВИЛЬНО СОХРАНЯТЬ ИКОНЫ.

 Почему нужна реставрация икон? Почему непрофессионал может только повредить икону? О вреде непрофессиональной литературы по реставрации. Что значит для икон реставрация? О необходимости спасительного страха и рассудительности при обращении с иконами. Как чистить оклады. Условия хранения икон. Оборудование хранилища. Почему в храме нужен штатный хранитель? Зачем иконам требуются киоты? Как лучше сохранить аналойные иконы. Несколько слов о фресках. О вреде бытовых насекомых. О заражении икон жуками-точильщиками. Как обнаружить их присутствие? Как правильно проветривать храмы. О значении для храма систем водостока и дренажа.

 

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

В книге впервые обращено внимание на необходимость и обязательность такого отношения к чтимым иконам, которое обеспечивало бы им долгую жизнь в храмовых условиях. Иконы и церковная утварь часто подвергаются порче или даже уничтожению не по злому умыслу, а от неведения или даже искреннего желания "улучшить", облагообразить внешний вид иконы, что приводит к самым плачевным результатам.

К сожалению, в наших церквах работает слишком мало специалистов, могущих реально оценить состояние той или иной иконы, оклада, старой книги. И, исходя из этих условий, публикуемая работа рассчитана прежде всего на тех, кто не имеет специального образования, но в силу разных причин имеет доступ к иконам и утвари и от кого зависит их сохранность. Это и служащие в церкви, это, в том числе, и простые прихожане, и те, кто имеет иконы в своем доме.

В книге два раздела. В первом подробно объясняются причины разрушения икон, причины их "болезней". Во втором даются советы хранителя-профессионала о правильном уходе за иконами, об условиях их хранения. Приводятся запоминающиеся примеры из практики церковной жизни, рассказывается о случаях "невинной" порчи икон от незнания правил обращения с ними, от неграмотного, варварского "реставрационного" вмешательства. Очень важна последовательно проводимая мысль о необходимости возрождения института ризничих-хранителей в каждом храме, о необходимости в каждом храме иметь своего, штатного, реставратора, который бы знал каждую из своих икон, наблюдал бы за ними вместе с хранителем ежедневно и мог вовремя оказать необходимую помощь. Не следует пренебрегать опытом хранения и ухода за иконами, накопленным музеями. Все достижения науки могут быть использованы в церкви. Конечно, церковь не музей, сохранять иконы в церкви сложнее. Но тем больше внимания следует уделять решению этой проблемы.

Будем надеяться, что пройдет немного времени и в церковь придут подготовленные специалисты-профессионалы: ризничие, хранители, реставраторы. Это будущее вполне реально, так как специалистов именно такого профиля и целенаправленно для работы в действующих храмах готовит Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. А пока - читайте эту книгу, в ней вы найдете много полезного и, может быть, кто-то подумает, прежде чем брать в руки мокрую тряпку для мытья иконы или кисть для придания ей "благолепия".

Г.С.Клокова,
художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный работник культуры РФ,
зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств
Православного Свято-Тихоновского Богословского института,
зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года.

 

ПОЧЕМУ В НАШИ ДНИ ГИБНУТ ИКОНЫ?

Об иконопочитании в Православной Церкви. Причины повреждения икон. Икона есть живой организм. Почему нельзя ничем натирать и протирать иконы? Кому доверять реставрацию икон? Примеры недопустимого обращения с иконами. Как сохранить иконы из музейных фондов? Примеры должного отношения к реставрации икон и церковных памятников.

 

Эта небольшая книга (вероятно, первая в своем роде) целиком посвящена православной иконе. И насколько вещественно выражает икона основу основ Православия - Воплощения Сына Божия, настолько и нам хочется привлечь внимание к самой "плоти" иконы.

По милости Божией, мы имеем сейчас возможность узнавать о Церкви, об истинах веры - есть много самой разнообразной литературы, как для начинающих, так и специальной богословской. Однако некоторые темы не были до сих пор подробно освещены в силу своей специфичности, но, тем не менее, они чрезвычайно важны.

...


КАК ПРАВИЛЬНО СОХРАНЯТЬ ИКОНЫ

Почему нужна реставрация икон? Почему непрофессионал может только повредить икону? О вреде непрофессиональной литературы по реставрации. Что значит для икон реставрация? О необходимости спасительного страха и рассудительности при обращении с иконами. Как чистить оклады. Условия хранения икон. Оборудование хранилища. Почему в храме нужен штатный хранитель? Зачем иконам требуются киоты? Как лучше сохранить аналойные иконы. Несколько слов о фресках. О вреде бытовых насекомых. О заражении икон жуками-точильщиками. Как обнаружить их присутствие? Как правильно проветривать храмы. О значении для храма систем водостока и дренажа.

Этот раздел рассчитан на людей, в простоте сердца любящих икону, благоговеющих перед нею, но нетвердых в знании того, что лично они могут сделать полезного для почитаемых святынь. Самое поверхностное наблюдение за прихожанами в храме свидетельствует, что многие с любовью желают сделать что-то именно своими руками, хотя бы поправить свечи и лампады. Это совершенно нормально для человека - облекать в образы, жесты и действия свою веру и любовь.

Например, одного человека в реставрацию (и почти одновременно - в Церковь) привел даже не интерес к иконе, а именно жалость к разрушающимся образам, замеченным (причем не в храме, а в антикварных лавках), в начале 1990-х годов еще многочисленных в Москве. В храме он как-то не смел разглядывать иконы и вообще не очень знал, что там делать. Поэтому не надо бояться жалеть иконы, потому что это чувство может привести человека к вере и вообще найти ему место в жизни или хотя бы уберечь от действий и поступков, невольно повреждающих святыню.

 * * *

Почему же иконы нуждаются в правильном обращении с ними? Потому что в нашем земном мире после грехопадения даже священные предметы стали подвержены процессам разрушения. И на человека возлагается обязанность, помимо благоговейного отношения, еще и сохранять их физическое вещество. Это распространяется даже на Святые Дары - существуют особые правила их хранения. Хотя это и величайшая святыня, но от небрежного обращения земное вещество, из которого они состоят, может повредиться. Так же происходит и с иконами. Поэтому желание "послужить" иконе также нуждается в упорядочивании, осмыслении и послушании советам профессионалов.

Известно, что не всякие действия и слова уместны в храме и перед иконой. Есть действия необходимые в храме, есть нежелательные и есть недопустимые. Прежде всего надо сказать, что ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать непрофессиональное вмешательство в икону. Мы специально не употребляем слово "реставрация", т.к. оно здесь неприменимо.

Можно сделать такое сравнение: если даже запрещаемое врачами самолечение относится все же к терапии, то при любительской "починке" иконы любое действие по отношению к ней (протереть, промыть, почистить, подкрасить, подклеить и т.д.) будет являться хирургией или отравлением.

Человек, не учившийся именно реставрации, не может правильно оценить повреждения и, главное, их сочетания и саму последовательность работы. Конечно, реставраторы, как и врачи, бывают разные. Но случайный человек может только навредить.

Бывает, что иконы, находящиеся, казалось бы, в безнадежном состоянии, хотя и требуют проведения многочисленных операций, но идут как бы "по плану", без осложнений или неожиданностей. А с иконой, которую просят "почистить" или у которой надо только "дописать ручку", иногда возникают немалые затруднения даже у опытного специалиста. Огромная часть работы реставратора происходит не на виду: и важно предварительно обдумать и правильно выстроить ее последовательность.

Необходимо учитывать мелкие (или, наоборот, значительные) индивидуальные отклонения в технологическом происхождении каждой иконы, обычные условия ее пребывания и разные степени отклонений этих условий, их частоту и резкость изменений. И далее - разнообразные сочетания всех этих и иных факторов. Совершенно очевидно, что такой анализ возможен только при длительном и систематическом специальном обучении.

Также нет "особых" самодействующих материалов или инструментов. Нет простых и сложных операций. Нельзя "просто склеить" икону. Важно именно как и когда это сделано. А этому опять-таки нужно специально учиться. Поэтому всегда грустно слышать слова: "Ну я за сложное-то не берусь, понимаю, что нельзя. А как сделать вот это, простенькое, объясните в двух словах. Икона-то моя, так я сам попробую, да мне это даже интересно".

...

Читать все тут

Категория: Для всех | Добавил: hranitel
Просмотров: 2220 | Загрузок: 221 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РестПросвет © 2024